Прочее

Высшее техническое образование: как его получить

В советские времена мы гордились системой образования, и заслуженно. Однако, те времена остались далеко позади, а вечно идти накатом на старых запасах не возможно. И покатились наши технические ВУЗы вниз по различным рейтингам образовательных учреждений. Почему? Давайте разберемся в причинах.

Во-первых, сама система образования. В советское время она ударно штамповала инженеров под требования промышленности. Все было запланировано, сколько, каких, какие знания вкладывать. А далее этот инженер, часто по распределению, доводился до ума уже где-нибудь на производстве, еще за два-три года. И фактически только после этого становился признаваемым специалистом. Немного особняком в этой схеме стояли ВУЗы, готовящие специалистов сразу под конкретное предприятие (например, институт при ЗИЛе), впрочем, исключения лишь подчеркивали общую тенденцию. Однако от советской промышленности теперь уже и след простыл, а министерство образования вплоть до конца нулевых планомерно отчитывалось о количестве подготовленных специалистов. Никому не нужных, но подготовленных.

Во-вторых, меры на местах. Ректоры ВУЗов, хоть никому и не признавались, но естественно понимали характер ситуации. Вот и стали незаметно, но настойчиво появляться программы дополнительного и востребованного на рынке образования. Это даже не считая всяких расплодившихся программ поступления в ВУЗы для абитуриентов. Например, в автомеханическом институте давно предлагаются программы дополнительного образования на курсах экспертов-техников, действительно позволяющие получить востребованную профессию на рынке труда. И не мудрено, отечественные автомобильные заводы в стране есть только на бумаге. Не менее популярны и программы второго высшего образования в рамках основного, например обучение оценке стоимости предприятия. Правда, поначалу такие услуги предлагалась с позиции возможности получить вторую «корочку», но время «корочек» быстро прошло, и теперь студентам предлагаются действительно востребованные знания.

Читать так же:  Шкафы-купе: как выбрать качественный и красивый

Студенты технических специальностейВ третьих, люди. А именно, преподавательский состав. Хотим мы того, или нет, но он все еще воспитан и выучен по советским принципам. То есть готовят эти преподаватели широкопрофильных инженеров. Приготовить узкопрофильного, но более востребованного специалиста они не в состоянии. Наиболее очевидный пример – подготовка программистов. Осваивание этой профессии, а вернее, какой-нибудь востребованной узкопрофильной области, это заслуга самих студентов, а не образовательной программы, часто устаревшей. Свежеиспечённые обладатели диплома с специальностью «инженер-программист», как это не прискорбно, собственно программировать иной раз просто не в состоянии.

Так какие же есть альтернативы? Как это ни прискорбно, альтернативы минимальны. Вообще, учитывая описанную выше ситуацию, возможно имеет смысл ограничится просто колледжем, а дальше уже расти через трудовую деятельность. Иной путь — это образование за рубежом, но многие ли могут такое себе позволить?

А коль так, так и воз еще долго будет там…

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»