Соберут на дороги
Минфин отважился предложить повысить в 2014–2015 годах НДПИ для нефти – правительство остро нуждается в деньгах, докладывают «Ведомости».
Поводом для атаки на нефтяников стали дорожные фонды – в их нашелся недостаток: 108,7 миллиардов руб., подсчитал минфин. Недостаток появился из-за налоговых стимулов для нефтепереработки. Чтоб нефтяники выпускали более экологичное горючее, акцизы для эталонов «Евро-4» и «Евро-5» было решено увеличивать медлительнее, чем для «Евро-2» и «Евро-3». В 2012 году выпуск «Евро-5» вырос сверх прогнозов минэнерго.
Посильнее всего недостаток ощутят регионы – на топливные акцизы приходится выше 70% их дорожных фондов. Минфин предлагает добрать доходы, активнее повышая акцизы на более экологичное горючее. Но так же и это позволит закрыть дыру только отчасти, следует из расчетов минфина. Потому министр Антон Силуанов предложил «видоизменять экспортную пошлину на нефтепродукты» и «поглядеть опережающее повышение НДПИ для нефти». Силуанов указал, что дополнительные поступления от НДПИ как раз и можно было бы навести в дорожные фонды в виде субсидии.
Толика НДПИ в доходах федерального бюджета выросла с 14,4% в 2007 году до 18,8% в 2012 году. Представители «Роснефти», «Лукойла», «Газпром нефти» и «Башнефти» отказались комментировать идеи минфина.
Других источников у бюджета больше нет, нефтяники – единственная ветвь, которая зарабатывает средства, констатирует главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров.